О сверхпроводимости

Соблазн вечного движения

Вечный соблазн вечного движения

Пример вечному движению мы можем найти не только в сказках, но и в обычной жизни: Солнце, Луна и планеты непрерывно перемещаются по небосводу, реки безостановочно текут в море, а приливы всегда сменяются отливами. Это движение как будто неопровержимо свидетельствовало, что можно осуществить и «искусственное вечное движение» - perpetuum mobile artificae.

В начале 1870-х гг. в маленьком посёлке Модвилл американского штата Огайо некий предприимчивый человек решил построить лесопилку. Событие так и осталось бы незамеченным, не вознамерься изобретатель оснастить её двигателем собственной конструкции. Причём механизм должен был работать самостоятельно (без использования энергии пара или воды), непрерывно и неограниченно долго.

Абсолютно уверенный в осуществлении этой идеи, американец не удосужился даже изготовить модель своего детища, а сразу же принялся за строительство. На мощные опоры высотой около 4,5 м он водрузил огромную бочку, вмещавшую 100 вёдер воды, и вместе с семьёй наполнил её вручную. Предполагалось, что вода из бочки польётся по трубе в небольшой бочонок, стоящий на земле, а по пути будет вращать водяное колесо. Система ремней и рычагов приведёт в движение насос и пилу; насос станет перекачивать воду из бочонка наверх, а пила — превращать брёвна в доски.

Закупив достаточно леса, изобретатель нанял рабочих и объявил, что пускает свою лесопилку в ход. Посмотреть на диковинную машину пришли сотни людей. Кран открыли, колесо повернулось, и... под хохот собравшихся вода из переполнившегося бочонка потекла на землю. Попытка построить постоянно действующий источник даровой энергии провалилась. Хозяин лесопилки в затее разочаровался, продал всё, на что нашлись покупатели, и занялся более реальным делом.

Восемь с половиной веков бесплодных поисков.

Трудно сказать, кто и когда впервые разработал проект вечного двигателя. Считается, что самое раннее упоминание о нём содержится в трактате индийского математика и астронома Бхаскары Ачарьи (1114-около 1185)написанном около 1150г. в Европе первый известный чертеж вечного двигателя оставил выдающийся французский инженер и архитектор Виллар де Оннекур, своей «Книге рисунков» (1235—1240 гг.). Не прошло и 40 лет, как другой французский учёный, Пьер де Марикур, сочинил трактат о магнитных явлениях где предлагал получать вечное движение при помощи системы постоянных магнитов. Эти проекты так и остались на бумаге, а первыйвечный двигатель построил в середине XVII в. Эдуард Сомерсет маркиз Уорчестерский (1601-1667), придворный английского короля Карла 1. в сочинении Сомерсета, человека необыкновенно изобретательного с богатой фантазией, чертежи perpetuum mobile находились под номером 56. До нашего времени они не дошли, и сейчас известно только, что машина имела вид колеса диаметром более 4 м, а по его окружности размещалось 14 грузов по 2? кг каждый. Некое устройство сдвигало грузы с одной стороны колеса на 0,3 м дальше от оси, чем с другой. Вечный двигатель запустили в лондонском Тауэре. По отзывам современников (в частности, герцога Гамильтона и самого короля), испытание прошло успешно, вызвав восторг присутствующих. И всё же маркиз свои двигатель почему-то забросил и больше к нему не возвращался...

Идея маркиза Уорчестерского - колесо, имеющее постоянный перевес с одной стороны и потому непрерывно крутящееся под действием силы тяжести, - породила массу проектов и конструкций. Все они, однако, надежд не оправдывали и работать отказывались. Но заманчивая цель - получить работу из ничего и даром - подстёгивала изобретателей.

« К списку статей